Постоянный нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики
новости в мире - 27 июня /KZinform/. Развивающийся «под патронатом» ООН «постоянный позитивный, конструктивный» нейтралитет Туркменистана имеет огромное значение как первый и пока единственный пример новой концептуальной модели политического и правового самоопределения, системной государственной идентификации. Такие выводы содержатся в публикации, подготовленной Экспертным советом Фонда «Современная политика».
В международном праве разграничивают «эвентуальный» нейтралитет (возможный в конкретных ситуациях) и «постоянный» (неучастие в военных альянсах и боевых действиях). Постоянному позитивному нейтралитету Туркменистана присущи качественно новое содержание и высшая степень правовой легитимности. В 1995 году Организация Экономического Сотрудничества и Движение неприсоединения поддержали стремление молодого суверенного государства к нейтралитету, после чего Генассамблея ООН единогласно одобрила уникальную Резолюцию № 50/80 «Постоянный нейтралитет Туркменистана». Ни одно другое государство пока не закрепило за собой такой же международно-правовой статус.
Во-первых, вся система внутригосударственных правоотношений в Туркменистане зиждется на указанных международно-правовых нормах. Статья 1 Конституции страны содержит положение, что «признанный мировым сообществом постоянный нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики». Принципы и механизмы реализации миролюбивого курса во внешней политике оговариваются особым Конституционным законом. На концепции постоянного нейтралитета основывается Декларация «О международных обязательствах нейтрального Туркменистана в области прав человека», все другие нормативно-правовые акты.
Во-вторых, современный мир интенсивно ищет новые формы модернизации общества, а потому концептуальная модель постоянного нейтралитета Туркменистана заняла свое место в международной практике. Развитие нейтрального Туркменистана «под патронатом» ООН позволило апробировать наиболее приемлемые для современных реалий и наиболее оптимальные формы международных правовых взаимоотношений. Отдельного внимания заслужила роль Туркменистана как миротворческого центра в региональной политики в Центральной Азии.
25 лет независимости Туркменистана наглядно продемонстрировали, как принципы постоянного нейтралитета выдержали глубокую апробацию, помогли построить новую архитектуру максимально широкого и взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества.
В-третьих, реформы в Туркменистане основаны на концептуальности политики постоянного нейтралитета страны.
«Внешняя политика любого государства неотделима от политики внутренней. В этой взаимосвязи кроется ключ к пониманию сути провозглашаемых целей и практических шагов той или иной страны на мировой арене, философии ее внешнеполитического курса», - подчеркивает Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов.
В статье 3 Конституции Туркменистана прописано, что высшая ценность государства и общества - человек, у граждан и властей взаимные обязательства. Государство охраняет жизнь, свободу, достоинство, честь, неприкосновенность личности, ее естественные и неотчуждаемые права. А от граждан ожидается выполнение обязанностей, обозначенных Конституцией.
Нейтралитет Туркменистана, будучи принципом внутренней политики, позволил стране продвигаться вперед в социальной, экономической, политической, гуманитарной сферах.
Не абсолютизируя восточные или западные ценности, Туркменистан развивается на принципах нейтралитета, следуя самобытным национальным традициям и логике лучших достижений человечества.
«Государство для человека» как конституционное требование легло в основу доктрины реформ, проводимых в Туркменистане. Обеспечение жизнедеятельности граждан, защита их прав и свобод – непосредственная забота со стороны государства. На развитие социальной сферы идет большая часть расходов казны. Размеры платы за транспортные услуги и ЖКХ сведены к минимуму. Медицина и образование ориентированы на самые передовые мировые стандарты. Сделаны рывок в развитии культуры, задел в области научно-исследовательских работ. Все это - воплощение принципов нейтралитета, Всеобщей Декларации прав человека, других международных юридических норм.
В сложившейся к настоящему времени концептуальной модели «позитивного нейтралитета» нашли отражение новые политические и правовые реалии. Соответствующую категорию эффективно восприняло международное право.
Свершения Туркменистана во внешней и внутренней политике – доказательства того, что одним из ключевых факторов бесконфликтного развития и интернационального сотрудничества стал «позитивный нейтралитет».
ИП «KZinform» Версия для печати